РУС БЕЛ ENG

Профилактика семейного неблагополучия

Семейное неблагополу­чие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей.

Основные причины семейного неблагополучия и их профилактика

Основные причины семейного неблагополучия и их профилактика

В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престиже семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей.  

В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:

  • недостаточная забота;
  • неправильный уход и питание;
  • физическое и сексуальное насилие;
  • игнорирование душевного мира и переживаний

Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Утрата ею моральных принципов - всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя самой, так и для других.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка в неблагополучной семье, является созависимость матери. Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это ей кажется второстепенным.

Значительную долю семейных проблем составляют внутрисемейные конфликты. Сложно объяснить одной или двумя причинами конфликты в семье. Как правило, их гораздо больше, они могут накапливаться годами, зависеть как от внутренних особенностей  семьи, личностных качеств её членов, так и от внешних причин – ситуации в обществе.

Чаще всего конфликты в семье вызывают пьянство и алкоголизм, аморальное поведение членов семьи, материальные и жилищные проблемы, несовместимость интересов и целей сторон, совместное проживание нескольких поколений в стесненных условиях, вмешательство родственников в жизнь семьи, неправильное воспитание детей, развод, смерть  одного из супругов, вступление в повторный брак.

Ни одна семья не может обойтись без конфликтов, это обычное явление. При возникновении конфликтов в семье больше всего страдают дети. Если в асоциальной семье конфликт оказывает прямое отрицательное воздействие на ребенка, то в благополучной семье – косвенное, изменяя личность ребенка. Возможны три варианта развития событий:

  1. ребенок становится свидетелем родительских размолвок, скандалов, нападок друг на друга;
  2. ребенок превращается в «громоотвод» - объект эмоциональной разрядки обоих родителей; 
  3. ребенок делают инструментом в разрешении конфликта.

В первом случае  ссоры родителей могут привести к отчуждению ребенка, вызвать чувство неприязни к родителям, потерю ребенком ощущения надежности и защищенности в семье, следствием чего является наличие у детей страхов, ночных кошмаров. Ребенок может замкнуться в себе.

Во втором случае ребенка кидают из одной крайности в другую: от гиперопеки к вседозволенности. Малыша стараются привлечь на свою сторону, ограничить  его общение с другим родителем. Негативное отношение к ребенку, завышенные или заниженные требования не позволяют ему адекватно оценить свое поведение и отношение с окружающими, травмирует психику.

В третьем случае ребенок живет не своей жизнью, а разрывается между родителями. Вместо поисков взаимопонимания родители нередко призывают принять сторону одного из них. Ради его поддержки родители пускают в ход любые средства – подарки, обещания. Это может привести к эмоциональным расстройствам (беспокойство, пониженное настроение, нарушение сна и аппетита, непослушанию, протесту, агрессии). Ребенок теряет ориентиры, привыкает манипулировать людьми в своих интересах. Любые семейные конфликты провоцируют внутриличностные проблемы у детей:

  • эмоциональную нестабильность,
  • неуверенность в себе,
  • тревожность,
  • замкнутость, отчужденность.

Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения в его будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.

Таким образом, ребенку, чтобы защититься, приходится принимать на себя какую-либо роль. Ролевые функции детей - это реакция на стресс, каким является проблемы в семье.

Описаны три основных роли, которые могут брать на себя дети.

  1. «Герой семьи», ответственный ребенок. Этот ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе, компании, активен в ситуациях, требующих быстрых действий. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок в семье.
  2.  «Проблемный ребенок». Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья, часто попадают в трудные ситуации. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь, наркотики.
  3. «Потерянный». Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями, проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступчив. По мере взросления может приобщаться к употреблению наркотиков и алкоголя с целью достижения психологического комфорта.

Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается, главным образом, из того, в чем ребенок подражает взрослым, и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.

Каждый ребенок с самого раннего возраста ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних это неусыпный контроль, для других - постоянное выражение нежности, для третьих - материальное обеспечение, для четвертых - предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми,  и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего, ассоциируется с равнодушием и отвержением, что может породить чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).

В настоящее время еще одним источником неблагополучия является педагогическая несостоятельность родителей,  которая характеризуется:

  • низкой педагогической культурой;
  • провоцированием неуважения ребенка к общественным требованиям;
  • грубостью ребенка;
  • неповиновением;
  • отчуждением ребенка от коллектива, семьи.

В таких семьях родители имеют недостаточный уровень развития, не способны помогать детям в учебе, все усилия родителей направлены только на поддержание материального благополучия. Из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль, например, дворовым компаниям. Такие семьи - источник безнадзорности детей и подростков.

свернуть

Критерии и показатели СОП

Домашнее насилие

Домашнее насилие не имеет национальности, социального статуса, финансовой состоятельности или уровня образования. Оно является проблемой, существующей во всех, без исключения, странах мира. Представление, что домашнее насилие характерно только для неблагополучных семей не более чем миф.

  Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием. Одна из главных особенностей домашнего насилия - повторяющиеся с увеличением частоты циклы физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью запугивания, контроля, чувства страха. Они являются важным показателем, отличающим «домашнее насилие» от «конфликта». Конфликт обычно имеет свое завершение,    насилие    же    характеризуется    систематичностью.

Конфликт имеет в основе проблему, которую можно решить. В ситуации с насилием в семье один человек постоянно контролирует другого с применением силы, а это приводит к психологическим и/или физическим травмам. Еще одна особенность домашнего насилия, усугубляющая психологическую травму, заключается в том, что обидчик и пострадавший – близкие люди. Многие люди склонны считать, что бытовое насилие и жестокое обращение является следствием потери контроля обидчика (агрессора) над его/ее поведением. Однако, несмотря на это, на самом деле насилие является осознанным выбором, направленным на получение контроля над вами и вашим поведением. Помните, агрессоры в состоянии контролировать свое поведение и они делают это все время.

  Пострадавшие от домашнего насилия редко готовы говорить о своей проблеме открыто. Часто испытывают чувство вины, стыда от того, что это происходит с тобой, и страха, что узнают родственники, соседи или коллеги по работе, что зачастую останавливает от разрешения проблемы. Более того, в нашем обществе сложилось устойчивое мнение, что о проблемах, которые происходят в стенах дома, нужно молчать. Многие обычно так и поступают: молча терпят и ждут, когда всё наладится. К сожалению, однажды проявившееся насилие вероятнее всего повторится, и не раз. Принятие решения – раз и навсегда покончить с ситуацией насилия у себя дома – избавит от дальнейших страданий.

Нужно много смелости, чтобы сделать шаг в неизвестность и начать заново выстраивать новую жизнь. Люди, собирающиеся уйти, тем более в ситуации домашнего насилия, всегда задаются вопросом: куда? Этот вопрос касается и жилплощади, и всей жизни в целом: работы, досуга, поддержки, отношений. Всегда проще уходить куда-то или к кому-то. Но, в случае домашнего насилия, у пострадавших зачастую нет, ни материальных ресурсов, ни поддержки, так как долгое время они находились в эмоциональной изоляции с чувством неуверенности в своих силах. Люди, постоянно слышащие оскорбления и унижения, терпящие побои и издевательства, постепенно убеждаются в собственной неспособности действовать.

  В этой ситуации на помощь могут прийти государственные организации. Для этих целей в каждом районе Беларуси на базе центров социального обслуживания населения для оказания помощи жертвам домашнего насилия созданы «кризисные» комнаты. Приют, шелтер, «кризисная» комната – разные названия, употребляющиеся для обозначения, по сути, одного и того же явления. Это место, организованное с целью обеспечивать физическую безопасность и условия для психической и духовной реабилитации. Следует отметить, что уже сам факт существования приюта придает подвергшимся агрессии силы, чтобы разорвать цикл насилия.

 

В государственном учреждении «Столбцовский территориальный центр социального обслуживания населения» на базе отделения комплексной поддержки в кризисной ситуации функционирует «КРИЗИСНАЯ» КОМНАТА.

Цель создания «кризисной» комнаты – оказание услуги временного приюта для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от домашнего насилия, террористических актов, техногенных катастроф, стихийных бедствий и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

«Кризисная» комната – специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания. Режим работы «кризисной» комнаты – круглосуточный.

Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).

Основанием для помещения в «кризисную» комнату является письменное заявление гражданина и договор на оказание услуги временного приюта, который определяет условия и период нахождения в «кризисной» комнате.

Срок пребывания в «кризисной» комнате зависит от конкретных обстоятельств жизненной ситуации. Бытовые и прочие условия жизнедеятельности граждан, пребывающих в «кризисной» комнате осуществляются на принципах самообслуживания.

При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем. Питание граждан при необходимости в период пребывания в «кризисной» комнате осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством. Покупка лекарственных препаратов, средств личной гигиены и других предметов, необходимых в период пребывания в «кризисной» комнате, осуществляется за счет собственных средств граждан.

Ответственный за организацию работы «кризисной» комнаты и за обеспечение круглосуточного доступа в «кризисную» комнату – Юхновская Елена Анатольевна, заведующий отделением комплексной поддержки в кризисной ситуации ГУ «Столбцовский ТЦСОН».

телефон: 801717 5 16 04 в будние дни с 8.00 до 17.00 часов.

Телефон круглосуточного доступа в «кризисную» комнату

(+375) 29 360-54-99

Если беда случилась в вечернее или ночное время, в выходной день Вы также можете обращаться в Столбцовский РОВД по телефону: 102

свернуть

Информация о деятельности Республиканского центра психологической помощи