РУС БЕЛ ENG

Выбор профессии

Разработки по профориентации для учителей

Тесты по профориентации

Тесты по профориентации

1.Артистические наклонности
2.Выбор профессии.Экспресс методика
3.Методика"Дифферинцеально-диагностический опросник"(ДДО)
4.Методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии" 
5.Методика изучение мотивации профессиональной деятельности Замфир 
6.Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой 
7.Опросник профессиональной готовности (ОПГ) 
8.Ориентировочная (ориентационная) анкета 
9.Анкета «Ваши пожелания по организации предпрофильной подготовки» 
10.Предпринимательские способности 
11.(модификация методики Карта Интересов А. Голомштока)
12.опросник-шутка КАК ПОЖИВАЕШЬ? Пряжникова 

Компьютерные тесты

1.Тест профориентации Йовайши 
2.Тест Кеттела для определения типа акцентуаций личности
3. Тест характера "Соционик" 
4.Тест Айзенка для определения темперамента и характера
5.Вариант теста Айзенка расширенная интерпретация
6.Тест определения IQ 
7.Тест определения IQ и памяти 
8.Тест определения памяти 
9.Сборник из 10 популярных тестов 
10.Более200 вопросов на общение,характер и самооценку(сборник из 4 тестов)

Тесты для младших школьников(1-5класс)

1. Психолого-педагогическое обследование детей 3-4 лет 
2. Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс
3. Степень психосоциальной зрелости первокласника (по С.А. Банкову)
4. Методика исследования мотивации учения у первоклассников
5. Шкала для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе.
6. (Бланк)Шкала для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации .... 
7. Анкета для родителей для определения уровня адаптации первоклассников
8. Тест для родителей. Отношения с детьми
9. Методика "Дерево".Адаптация в коллективе
10.Полоролевая идентификация
11. Изучение внимания у детей 3-4 класса 
12.Методика изучения школьной тревожности Филлипса
13.Изучение уровня тревожности по Спилбергау
14. Тест изучения креативности Торанса

Тесты для детей среднего и старшего школьного возраста

1.«Взаимоотношения в семье» 
2.Джонгвард.Поведение в обычной жизни
3.Измерение родительских установок и реакций
4.Интеллектуальная лабильность
5.Тест Айзенка 57 вопросов.Темперамент и характер по экстраверсии-интраверсии
6.Изучение ценностных ориентаций по М.Рокичу
7.Метод незаконченных предложений для определения устоновок к окружающим
8.Тест Айзенка 101 вопрос
9.Изучение социально-дезадаптированного подростка
10.Тест Шмишека для определения типа акцентуации личности
11.Методика измерения уровня тревожности Тейлора
12.Короткий тест на самооценку
13.Оксфордский тест анализа способностей
14.Экспресс-методика изучения умственной деятельности
15.Набор техник нервно-мышечной релаксации
15.Опросник САН оперативная оценка самочувствия
16.Тест "конструктивный рисунок человека из геометрических фигур

свернуть

Типы профессий

«ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»

Главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Существенное значение имеет умение устанавливать  и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.

        Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе профессии этого типа:

·         устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми

·         потребность в общении

·         способность мысленно ставить себя на место другого человека

·         быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей

·         умение разбираться в человеческих взаимоотношениях

·         хорошая память, позволяющая

·         держать в уме знания о личных качествах большого числа людей

·         умение находить общий язык с разными людьми

·         терпение

Кроме того, необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

«ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»

Представителей этого типа объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием её законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом.

        Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных  и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива  и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.

«ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно – художественной актёрско – сценической деятельностью человека, - наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. И конечно, трудолюбие. Наблюдая за конечным результатом часто создаётся обманчивое представление о лёгкости самого процесса труда. Между тем надо помнить, что за внешним эффектом стоит напряжённая многочасовая ежедневная работа.

        Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание, чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

«ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»

Особенность этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены  по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуются точность, определённость действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с её точностью, дробным делением труда им уделяется особое значение.

        Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области, причём изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

«ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Мы встречаемся со знаками  чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны. абстрагироваться от реальных физических, химических,  механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой – представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

свернуть

Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы

Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Логопедия. Литературная критика. Редактор, корректор. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.

Математика. Математика и её специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учёт. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Смежные области физики, химии, биологии. Научная работа и преподавание.

Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология.

Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.

Биология. Биология и её специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование. Фитодизайн. Научная работа и преподавание.

География. География и её специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Внешне-экономическая деятельность. Научная работа и преподавание.

История. История и её специализация. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.

Музыка. Сочинительство. Исполнительская работа. Преподавательская деятельность. Работа в кино, театре, на радио, на телевидении.

Изобразительное искусство. Художник. Декоратор. Дизайнер. Архитектор. Ландшафтный архитектор. Фотограф. Парикмахер. Модельер. Преподавательская работа. Работа в театре и кино. Реклама. Полиграфия.

Хореография. Исполнители. Преподаватели.

Физкультура. Тренерская и преподавательская работа. Спортивная медицина. Туризм.

свернуть

Учебные заведения аграрного профиля Республики Беларусь

Сельскохозяйственное производство в Республике Беларусь относится к одному из приоритетов государственной политики. Это важнейшая жизнеобеспечивающая сфера деятельности человека, определяющая продовольственную безопасность страны, в значительной мере социальную и политическую стабильность в обществе. Отрасль в республике обеспечивает 7,5 % ВВП.

  Цели и задачи, определенные для агропромышленного комплекса программными документами, могут успешно решаться только при наличии профессиональных кадров.

  Согласно ведомственной отчетности на начало текущего года в отрасли работает 50,2 тыс. руководящих работников и специалистов, (не достает 4,1 тыс. человек). Обеспеченность составляет 92,6%, в том числе: в Брестской области – 96,3%, Витебской – 91,3%, Гомельской – 93%, Гродненской – 90,3%, Минской – 89,6%, Могилевской – 95,1%. Сменяемость руководящих работников и специалистов составляет – 13,4%. Ежегодно из отрасли выбывает около 8 тысяч человек.

  Как показывает практика, основным источником пополнения кадрового состава сельскохозяйственных организаций является подготовка специалистов в учреждениях агарного образования.

  Аграрные профессии не пользуются популярностью у абитуриентов, а зря. Ведь война войной, а обед по расписанию. Аграрии будут востребованы всегда, потому что люди могут жить без смартфонов, компьютеров и прочих гаджетов, а вот без еды нет. Также эта профессия интересная, стабильная и имеет хорошие перспективы в будущем. В этой статье мы расскажем почему стоит поступать в сельскохозяйственные и аграрные учебные заведения.

Пять причин выбрать аграрную профессию 

 Непростые отношения с другими странами положительно влияют на развитие отечественного сельского хозяйства. В Белоруссии уже научились делать сыр, колбасу и другие продукты, которые не уступают западным по качеству и вкусу. Пищевая промышленность напрямую зависит от аграрного сектора. Все, что мы едим, это результат деятельности в первую очередь агрономов. И от них в большей степени зависит качество продуктов питания, а соответственно нашего здоровья.

Если вы не знаете куда поступать, выбирайте сельхоз вуз, и вот почему: 

  1. Вы никогда не останетесь без работы. Сельскохозяйственная промышленность развивается ежегодно. Конкуренция на рынке труда аграриев мала, потому что эта профессия не популярна в наши дни. Найти хорошего специалиста не так просто, поэтому, если вы станете одним из них, у вас всегда будет стабильная работа и вы будете востребованы. 
  2. Возможность открыть свое дело. Если вы не просто любите биологию, но у вас есть предпринимательская жилка, то эта профессия для вас.
  3. Постоянное развитие. Аграрная промышленность растет и расширяется. Специалисты сельскохозяйственной отрасли все чаще пользуются новыми технологиями. Проводятся крупные выставки на которых можно узнать о новинках оборудования и техники. 
  4. Крепкое здоровье. Большую часть времени вы будете проводить на свежем воздухе, поэтому будете всегда здоровы. А общение с животными снижает стресс. Эта профессия не понравится вечным тусовщикам, а для любителей живой природы станет самой подходящей. 
  5. Вам никогда не будет скучно. Это не монотонная работа в офисе, ваша работа будет меняться в зависимости от сезона: весной засадить поля и теплицы, летом контролировать рост урожая и защищать его от вредителей, осенью собрать урожай, а зимой самое время для занятий научными исследованиями.   

 

 Учебные заведения аграрного профиля Республики Беларусь

 

УО „Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия” 

УО „Белорусский государственный аграрный технический университет” 

УО „Витебская ордена „Знак Почета” государственная академия ветеринарной медицины”  

УО „Гродненский государственный аграрный университет” 

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых
 «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов по хлебопродуктам»Минсельхозпрода


 

Учреждение образования 
„Бобруйский государственный аграрно-экономический колледж”

Учреждение образования 
„Буда-Кошелевский государственный аграрно-технический колледж”

Учреждение образования 
„Волковысский государственный аграрный колледж”

 

Учреждение образования
„Гомельский государственный аграрно-экономический колледж”

Учреждение образования 
„Городокский государственный аграрно-технический колледж” 

Учреждение образования 
„Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж”

Учреждение образования 
„Жировичский государственный аграрно-технический колледж”

 

Учреждение образования
„Ильянский государственный аграрный колледж”

Учреждение образования 
„Климовичский государственный аграрный колледж”

Учреждение образования 
„Кличевский государственный аграрно-технический колледж” 

Учреждение образования 
„Краснобережский государственный аграрный колледж”

Учреждение образования 
„Лепельский государственный аграрно-технический колледж”

Учреждение образования 
„Марьиногорский государственный ордена „Знак Почета” аграрно-технический колледж имени В.Е.Лобанка”

Учреждение образования 
„Новогрудский государственный аграрный колледж”

 

Учреждение образования 
„Новопольский государственный аграрно-экономический колледж”  

 

Учреждение образования 
„Ошмянский государственный аграрно-экономический колледж”

Учреждение образования 
„Пинский государственный аграрно-технический колледж имени А.Е.Клещева”  

Учреждение образования 
„Пинский государственный аграрный технологический колледж” 

Учреждение образования 
„Полесский государственный аграрный колледж имени В.Ф.Мицкевича” 

Учреждение образования 
„Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж”  

Учреждение образования 
„Пружанский государственный аграрно-технический колледж”

Учреждение образования 
„Речицкий государственный аграрный колледж”

Учреждение образования 
„Смиловичский государственный аграрный колледж”

Учреждение образования 
„Смольянский государственный аграрный колледж”

Учреждение образования
„Столинский государственный аграрно-экономический колледж”

Аграрный колледж 
УО «Витебская ордена
«Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»

Учреждение образования 
„Государственный профессионально-технический колледж хлебопечения” 

свернуть

Видеоматериалы

«Есть такая профессия — Родину защищать!»

ТЕМПЕРАМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

На успешность овладения профессией большое влияние оказывают особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности. Поэтому при выборе профессии человеку следует учитывать тип темперамента. Игнорирование природных особенностей может привести к потере интереса в работе, к эмоциональным и физическим перегрузкам.

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. В «чистом» виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов.

Если о характере человека можно говорить в категориях «хороший» — «плохой», то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Эмоции холерика яркие, сильные, но неустойчивые, у него активная, демонстративная, чрезвычайно выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты. Настроение у него часто резко меняется.

Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность. Характерной манерой преувеличенно на все реагировать холерик заслужил себе славу самого склочного темперамента. Однако это не так. Просто холерический темперамент естественным образом усиливает любые проявления активности человека – и хорошие, и плохие. Поэтому то, что в подаче человека другого темперамента воспринимается нормально, в подаче холерика выглядит преувеличенно ярко.

Сангвинический тип. Быстро приспосабливается к новым условиям, вступает в общение, сходится с людьми. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Этот темперамент обеспечивает уверенный контроль над эмоциями, быструю, отчетливую речь, сопровождаемую выразительными мимикой и жестами. Движения сангвиника сильные, энергичные, уверенные, пластичные.

Сангвиник больше всего известен как активный жизнерадостный и добродушный человек. Ему свойственны открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Это в полной мере отражает действительность. В большинстве своем сангвиник обладает сильными, уравновешенными, но при этом такими же подвижными эмоциями, как и холерик. Оптимизм, жизнерадостность и добродушие, которые излучает сангвиник в любой ситуации, составляют главные отличительные черты представителей этого темперамента. У сангвиника, как правило, преобладает хорошее настроение, которое редко меняется. Его реакции всегда явно выражены, легко и быстро сменяются.

Флегматический тип. Типичный флегматик обычно ровен, спокоен, у него слабые эмоции и устойчивое настроение. Как правило, флегматик редко выходит из себя, уравновешен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие. Людей этого темперамента отличают медлительность, неторопливость, уравновешенность, инертность. В общении с флегматиком легче всего почувствовать позитивные эмоции и умиротворенность. Внешне флегматик невыразителен в чувствах и мимике. В спокойном состоянии его движения вялые, медленные, несколько неуклюжие, но сильные и уверенные. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Думает он также медленно, долго колеблется, принимая решение, но выводы, к которым приходит, трудно поколебать, а решения, которые он принимает, трудно изменить.

Меланхолический тип. Меланхолик обычно имеет неустойчивые эмоции, склонен к необоснованным страхам и беспокойствам, отличается непостоянством, легкой возбудимостью, высокой утомляемостью и нерешительностью. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность. Эти сотрудники крайне эмоциональны и легковозбудимы. Вследствие этого их темп работы сильно зависим от настроения – они могут демонстрировать удивительные результаты, находясь в приподнятом настроении, или впадать в полную апатию в подавленном. К сожалению, настроение у этих работников портится легко – ведь даже незначительные уколы самолюбия способны погрузить их в пучину уныния и отбить все желание работать. Как правило, меланхолики любят работать в одиночку. Проявление эмоций у меланхоликов едва заметно. Чувства его замедленные и неуравновешенные, они внешне невыразительны, обычно сопровождаются не слишком активной мимикой. При этом нервная система меланхолика отличается высокой чувствительностью ко всем раздражителям. Он чрезвычайно восприимчив и податлив по отношению к любым внешним воздействиям. Испортить или наоборот улучшить настроение меланхолика с помощью нескольких минут эмоционально заряженного общения пожалуй легче, чем представителю любого другого темперамента.

Специалисты, обладающие различными темпераментами, могут достигать одинаково высокого уровня профессионального мастерства, только пути достижения у них будут различными.

Холерика целесообразно использовать на работах, где постоянно поступает новая информация, там, где необходимы решительность и инициативность. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность быстро переключаться, работать динамично, одновременно заниматься несколькими делами, работать в условиях соревнования, дефицита времени и ресурсов, с ориентацией на дело, результат. Стремится к постоянному решению новых задач, к административным постам. Сильные стороны руководителя этого темперамента — умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, «зажечь» и повести за собой окружающих, не важно, подчиненный это, клиент или вышестоящий руководитель.

Для холериков при принятии решений на первом месте стоит человеческий фактор, эмоции и отношения. Это делает их очень полезными в сферах, связанным с личным общением, знакомствами и услугами. С другой стороны, переменчивость делает холерика трудно управляемым и непредсказуемым работником.

Работоспособность холерика высокая, но неустойчивая. Ко всему новому холерик привыкает легко и быстро, но устойчивые навыки формируются у него долго и с большим трудом. Ему противопоказана равномерная монотонная работа.

Сангвиник очень продуктивен, если работа ему интересна, т.е. если есть постоянный источник возбуждения. Он успешно и быстро приобретает навыки, поэтому его целесообразно использовать там, где есть изменения. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать продуктивно при динамичной и разнообразной работе, там, где требуется быстрая реакция, а вместе с тем — уравновешенность, ловкость, живость, подвижность. Сангвиник быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Легко управляет своей работоспособностью, которая обычно очень высокая не зависимо от внешних и внутренних причин.

Сангвиники — целеустремленные, надежные и терпеливые сотрудники. Весьма эффективны в работе с людьми — обучение, воспитание, обслуживание клиентов, руководство, предпринимательская деятельность. Могут выбирать и такие профессии, как бухгалтер, экономист, банковский работник, но в этом случае стремятся либо быть руководителями, организаторами, лидерами, либо работать в предпринимательских структурах. Сангвиник является, пожалуй, самым приятным и душевным руководителем с точки зрения подчиненных. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднение. Его сильная черта — уговоры и расположение к себе — не всегда срабатывает в условиях, например, планового производства. Плохо переносят сангвиники монотонный труд, однообразную, рутинную работу, формализованные отношения. В этом случае им становится просто не интересно, теряется весь рабочий запал. Для людей с этим типом темперамента важно постоянно двигаться вперед, расти профессионально, а работа должна постоянно приносить им новые впечатления.

Флегматик эффективен в работе с медленным, равномерным движением, в стабильной, не меняющейся обстановке, там, где нужна большая и длительная выносливость, устойчивое внимание. Способен легко придерживаться определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекается по пустякам, в работе любит порядок, выполняет ее спокойно и методично. Флегматика можно назвать рекордсменом по работоспособности и производительности, что делает его незаменимым во всех областях, связанных с производством. При всей внешней ленивости и медлительности флегматик достигает лучших результатов по объему и качеству работы по сравнению с людьми любых других темпераментов в сходных условиях. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать настойчиво и упорно, строго следовать определенному распорядку, системе, там, где необходима равная затрата сил, длительное и методическое напряжение (усидчивость, устойчивость, внимание, терпение). Не любит изменений ни в планах, ни в обстановке. Работать предпочитает в одиночку, много времени уделяет размышлениям. Надежный, обстоятельный, но медлительный сотрудник. Долго «раскачивается», но выполняет всю работу идеально. Для флегматика важно, чтобы его иногда поторапливали, но при этом не лишали самостоятельности.

Флегматики незаменимы в сферах производства, администрирования и везде, где востребовано умение поддерживать текущие процессы в стабильном состоянии.

Меланхолику показана работа монотонная, с периодическим отдыхом, требующая внимания, с принудительным ритмом, работа, где требуется высокая чувствительность и тонкая реакция. В спокойной обстановке может быть хорошим исполнителем. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность видеть нюансы в явлениях, событиях, глубоко проникать в суть явлений. Меланхоликам рекомендуется, в первую очередь, интеллектуальная сфера деятельности, где они чувствуют себя наиболее уверенно. Это программирование, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объемами «виртуальной информации». Наиболее эффективно меланхолики смогут проявить себя в работе, которая требует обстоятельного подхода, умения проработать даже мельчайшие детали. Как правило, меланхолики успешны в сфере искусства, литературы, музыки. Нельзя их использовать в работах, где нужна быстрая реакция и большое напряжение сил.

свернуть

ПОДРОСТОК ВЫБИРАЕТ ПРОФЕССИЮ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 

Уважаемые мамы и папы, вы не заметили, как выросли ваши дети? Теперь они старшеклассники, которые уже стоят на пороге окончания школы, и ближайший учебный год закончится для них выпускными экзаменами. Остаются считанные месяцы, чтобы принять одно из важнейших в своей жизни решений, – выбрать профессию и учебное заведение.

Выбор профессии – ответственный и трудный момент в жизни подростка. Сейчас ваш ребенок особенно нуждается в вашем внимании, помощи и поддержке.

Мы понимаем вашу обеспокоенность и обращаем внимание на то, как не превратить в затяжной стресс для всех членов семьи естественный процесс выбора профессии, а также как из благих побуждений не создать серьезные трудности в профессиональном самоопределении своего ребенка.

Процесс самоопределения зависит от процесса воспитания в семье. Рассмотрим несколько вариантов процесса воспитания и его последствий, негативно сказывающихся на выборе профессии в подростковом возрасте.

Ситуация 1

Родители излишне опекают, балуют ребенка, удовлетворяя любые его потребности, постоянно идут у него на поводу. Такой тип воспитания психологи называют потворствующей гиперпротекцией. Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.

Ребенок в такой семье растет инфантильным, капризным и зависимым. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими.

Поэтому к моменту, когда необходимо выбирать профессию, ребенок обычно не готов принимать ответственные и взвешенные решения. Родители ожидают от своего чада успешной учебы и профессиональной карьеры, а подросток не прилагает каких-либо усилий для достижения цели. Он, как правило, не знает своих реальных способностей и возможностей, ведь все и всегда за него делали родители.

Ситуация 2

Родители чрезмерно опекают ребенка, осуществляют мелочный контроль за каждым шагом, что вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком. В данном случае речь идет о доминирующей гиперпротекции. Как правило, на поведение ребенка в такой семье накладывается необоснованно много ограничений и запретов. Все решения за ребенка принимают родители. Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте, разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.

В зависимости от врожденного темперамента ребенок в таких условиях формируется либо как полностью пассивный, либо как бунтующий нигилист, который на все предложения говорит «нет». И в том и в другом случае старшеклассник будет плохо понимать свои реальные интересы и возможности, он не сможет самостоятельно сделать выбор.

В ситуации профессионального самоопределения сознательно или неосознанно он будет ждать, когда родители, как всегда, сделают выбор за него, а дальше, скорее всего, пассивный ребенок согласится с мнением родителей, а бунтарь выберет что-то противоположное тому, что от него ожидается.

Ситуация 3

Родители строят большие планы на будущее своего ребенка, питают большие надежды в отношении его успехов, способностей и талантов, предъявляя к своему чаду неразумно высокие требования. Они лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого. Этот тип нарушения процесса воспитания в психологии называют «повышенная моральная ответственность».

Ребенок в такой семье начинает и сам предъявлять очень высокие требования к себе, а поскольку они часто расходятся с его реальными возрастными возможностями, это приводит к невротизации. Такой ребенок очень болезненно переживает любые неудачи, боится сделать даже незначительную ошибку. Он прикладывает большие усилия для того, чтобы соответствовать ожиданиям семьи, часто не успевая восстанавливать силы, что может отражаться на его здоровье.

К ситуации выбора профессии такой старшеклассник подойдет очень ответственно, но ему может помешать неуверенность в себе. Возможно, он будет испытывать трудности в осознании своих собственных интересов и желаний в отличие от желаний его родителей. Выбор вариантов, которые соответствуют его возможностям, также может представлять для него серьезную проблему. Для такого подростка есть опасность сбоев и срывов в процессе подготовки и сдачи экзаменов, а также при дальнейшем обучении.

Ситуация 4

Ребенок, испытывающий «эмоциональное отвержение» в своей семье, не получает достаточного внимания, помощи от своих родителей, но легко получает от них наказание за любую незначительную провинность. При этом виде воспитания подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее. Ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой – брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее.

Мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, гонят от себя подобную мысль. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания, ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Бывает, что к моменту профессионального выбора родители всерьез обеспокоены будущим своего ребенка и готовы ему помогать, но, к сожалению, контакт с ним к этому времени уже потерян.

Всегда самостоятельно пытаясь преодолевать все трудности, ребенок из такой семьи и при выборе профессии остается со своими проблемами один на один. В момент завершения школьного обучения он, скорее всего, испытает сильную тревогу, поскольку опереться ему не на кого, он не ждет от своей семьи ни помощи, ни поддержки. Недостаток опыта, информации, знаний и неуверенность в себе будут серьезными препятствиями для его успешного профессионального выбора.

Ситуация 5

Противоречивое воспитание. Члены семьи применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порой противоречивые требования. При этом они конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для подростка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера.

Сочетание различных стилей в одной семье, не совместимых между собой и не адекватных друг другу, проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.

Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у детей. Это порождает непоследовательность поведения, лживость, неуверенность.

Как правило, ребенок из такой семьи не способен самостоятельно принять решение, связанное с выбором профессии. Он постоянно колеблется, часто меняет мнение.

Ситуация 6

Воспитание в гармоничной семье было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте. Родители любят ребенка, проникаются его интересами, стараются относиться к нему ровно и справедливо. Они заботятся о проявлении инициативы ребенком, если ребенок находится в сложной безвыходной ситуации – помогают. Родители – эмоционально устойчивы, спокойны, рассудительны. Стиль управления в семье – демократический. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети хорошо понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства, адекватной самооценкой. Голос ребенка учитывается при решении ряда определенных проблем, в том числе и в вопросах профессионального самоопределения.

Можно смело сказать, что гармоничная семья будет способствовать адекватному профессиональному самоопределению подростка в соответствии с его желаниями, интересами и способностями.

Что можно сделать для оказания помощи детям в их самоопределении?

Процесс самоопределения предполагает именно сопровождение самостоятельных действий ребенка по выбору направлений собственной самореализации и способов ее осуществления. Задача родителей – дать возможность узнать, попробовать, а также обсудить, подсказать, поддержать, указать на опасности и риски, помочь найти пути достижения желаемых результатов.

И самое главное – помочь построить и сохранить позитивную самооценку, стремление к самореализации, поддержать стремление к самостоятельности и ответственности за собственные жизненные выборы.

  • Расскажите своему ребенку, как вы сами выбирали профессию, с какими трудностями при этом сталкивались и как их преодолевали.

Если ваш ребенок мало знает о вашей работе, постарайтесь показать ему ваше рабочее место и расскажите о ваших профессиональных обязанностях, а также помогите познакомиться с профессиями родственников и друзей.

  • Поговорите с ребенком о том, какие предметы ему нравятся в школе, и чем ему интересно заниматься в свободное время.
  • Помогите ребенку с временным трудоустройством. Собственный опыт ребенка в любой продуктивной деятельности будет очень полезен при выборе профессии. Временным трудоустройством школьников с 14 лет занимаются районные центры занятости населения.
  • Посоветуйте ребенку подходящие, на ваш взгляд, профессии или сферы деятельности, но не настаивайте на выборе только из этих вариантов.
  • Помогите ребенку познакомиться с представителями тех профессий, которые ему интересны.
  • Вспомните вместе с ребенком о его успехах и достижениях, расскажите ему о его способностях и достоинствах.
  • Приобретите справочник профессиональных учебных заведений и обсудите вместе со старшеклассником заинтересовавшие его варианты обучения.
  • Соберите всю необходимую информацию об этих учебных заведениях.
  • Помогите ребенку учесть при выборе будущей профессии особенности состояния его здоровья, возможные противопоказания, если такие имеются. При необходимости посоветуйтесь с врачом.
  • Вместе с ребенком посетите мероприятия профориентационной направленности: Дни открытых дверей в учебных заведениях; Ярмарки учебных мест и пр.
  • Дайте старшекласснику возможность и время на самостоятельное обдумывание вопросов, связанных с выбором профессии и принятием решения. Предоставьте ребенку право выбора при любой разумной возможности.
  • Привлекайте ребенка к посильным делам, создавайте ситуации успеха. Успешность в делах и похвала со стороны родителей повышают самооценку, способствуют формированию самостоятельности, ответственности, целеустремленности.
  • Признавайте достижения друг друга в кругу семьи.
  • Оказывайте помощь ребенку в выявлении и развитии его способностей, проявляйте искреннюю радость в связи с его успехами, предоставьте ему возможности развивать свои таланты и заниматься тем, что ему интересно.
  • Говорите с ребенком о его будущем, мечтайте вместе. Обязательно обсуждайте, как можно достичь успеха в жизни, профессии, сфере увлечений.
  • Создавайте условия для осуществления самых разных профессиональных проб.
  • Обращайтесь за помощью к специалистам, если вы затрудняетесь при обсуждении вопросов будущего вашего ребенка.
свернуть

Профориентация в детском возрасте

Само слово «профориентация» отдает чрезмерным официозом и наводит скуку – кажется, что оно не может иметь отношения к детям. Однако за ним скрывается очень серьезный жизненный выбор, который рано или поздно предстоит сделать любому человеку. Профессия имеет большое значение: она изменяет или дополняет характер и привычки, формирует образ жизни, значительную часть круга общения, влияет на многие  важные решения и т.д. Иными словами, профориентация – это практически выбор жизненного пути. Поэтому, работа по профориентации с детьми – это, прежде всего, забота об их дальнейшем благополучии.

Этот вопрос особенно остро становится для школьников, которые переходят в старшие классы. Но ни государство, ни система образования в частности, ни даже семья сегодня, как правило, не создают всех условий для осуществления правильного выбора. Поэтому ученики выпускных классов рискуют ошибиться с принятием решения и начать свой самостоятельный жизненный путь с движения в неправильном направлении. Чтобы избежать такой неприятности, профориентацию для детей нужно проводить деликатно и постепенно. Не обязательно делать это напрямую – будьте справедливы, оставьте детям радость беззаботности. Однако косвенное ознакомление с различными областями человеческой деятельности – это то, что нужно предоставить ребенку в возрасте, когда формируется его личность. Покажите ребенку что-то действительно интересное! Вы можете сделать это самостоятельно, рассказав или показав необычные тонкости какого-нибудь известного вам дела, или выбрать для малыша дополнительное образование.

На сегодняшний день существует огромное количество тематических кружков в области естественных наук, языка, информационных технологий, творчества и спорта – и многие из них могут похвастаться наличием интересной и увлекательной образовательной программы с применением всевозможного оборудования, как для визуализации различных процессов, так и для непосредственного вовлечения учеников в их ход. Такая профориентация в дополнительном образовании детей – это и занимательное времяпрепровождение для вашего ребенка, и бесценный опыт, истинную значимость которого вы и он сможете оценить, когда настанет время задуматься о будущей профессии всерьез.

свернуть

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 

I. Незнание правил выбора профессии:

1. Выбор за компанию.

2. Перенос отношений к человеку на саму профессию.

3. Отождествление учебного предмета с профессией.

4. Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.

5. Неумение определить путь получения профессии.

II. Незнание самого себя:

1. Недооценка своих физических способностей.

2. Незнание своих психологических особенностей.

3. Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

III. Незнание мира профессий.

1. Увлечение только внешней стороной профессии.

2. Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

3.Предубеждение в отношении престижности профессии.

4. Незнание требований профессии к человеку.

Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи
г. Минск, пр. Независимости, 46. тел. (017) 284-50-96

 На сайте учреждения «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи» Вы можете получить квалифицированную помощь специалистов on-line.

 В настоящий момент доступны следующие виды консультаций on-line:

1) Информационно-справочная консультация по электронной почте.
Задайте (через Гостевую книгу) вопрос по интересующей Вас проблеме:
- специальности, условия приема в вузы, ссузы, птузы республики, медицинские противопоказания к профессиям и др.;

- информационно-методическое, нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы и др.

Ответ будет размещен на сайте и выслан на адрес Вашей электронной почты.
2) Консультации по SKYPE

Каждую среду с 14.00 до 16.00 специалисты центра проводят информационно-справочные профориентационные консультации для учащихся, педагогов, родителей.

Skype: rcpomminobl 

свернуть