РУС БЕЛ ENG

Организация закаливания детей дошкольного возраста в летний период в условиях учреждения дошкольного образования

Организация закаливания детей дошкольного возраста в летний период в условиях учреждения дошкольного образования

Изображение

Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждении дошкольного образования.

Закаливание – система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Закаливание - обеспечение оптимального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, максимальное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна, водные процедуры.

Закаливание воспитанников осуществляется в соответствии с утвержденной и в установленном порядке учебной программой дошкольного образования.

Для организации закаливания воспитанники должны быть распределены на две группы с учетом состояния их здоровья.

Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур. Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Одностороннее проветривание в летнее время проводится непрерывно.

При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие принципы:

* Учет состояния здоровья, индивидуальных возрастных особенностей ребенка

* Комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур;

* Постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий;

* Наличие положительных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры

* Системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняют в зависимости от сезона и погоды)

Все дети, посещающие дошкольное учреждение и дети, поступающие из семьи (особенно дети, страдающие хроническими заболеваниями) должны быть заранее осмотрены педиатром, узкими врачами-специалистами (их назначения по оздоровлению детей вносятся в медицинскую карту ребенка со всеми данными о состоянии его здоровья с определением группы здоровья, наличии прививок и рекомендациями по индивидуализации режима дня, оздоровительных мероприятий).

На основании данных в дошкольном учреждении медицинским работником составляется на 01.06. сводная таблица по группам здоровья, закаливания, физкультуры.

Для детей ЧДБ закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся по индивидуальному назначению. Врач назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия. В комплексах утренней гимнастики предусматриваются коррегирующие упражнения. Недопустимы переохлаждения и перегрев детского организма.

Организация местных воздушных ванн и соблюдение длительности прогулок (пребывание воспитанников на открытом воздухе не реже 2 раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут - 4 часов в зависимости от режима дошкольного учреждения) в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Руководитель дошкольного учреждения вправе принять решение о сокращении длительности прогулок или их запрещении для воспитанников при неблагоприятных погодных условиях (град, гроза, проливной дождь, ураган, при скорости движения воздуха более 2 м/ сек и другое). Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна. В теплое время года рекомендуется дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков)

Организация специальной закаливающей процедуры – общей воздушной ванны, нахождение воспитанников на улице, в облегченной одежде или в майке и трусах. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5 -3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут.

Организация закаливающего мероприятия – хождение босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.) с целью укрепления свода стопы. Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха до 22 С, постоянно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Хождение по «Дорожке здоровья» 2-3. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «Дорожке здоровья» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания на мокром покрытии в течение 2 недель, при температуре воздуха не ниже 20 С .

Организация закаливающего мероприятия - контрастное обливание ног (можно сочетать с мытьем ног после прогулки). Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 С, затем 35-36 С , и опять 24С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2 С до 40 С, а холодной соответственно снижают до 16 -18 С. Для ослабленных детей температура воды та же, но другая последовательность: Теплая, холодная, теплая. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.

Для проведения водных процедур гигиенического мытья ног после прогулки необходимо следующее: скамейка или стулья, деревянные решеточки, емкости с водой, лейки, индивидуальные полотенца для ног.

К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питьё холодной воды, хождение по воде, игры с водой.

К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоёмах, бассейнах -

плескательницах. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше чем через 3-4 минуты после еды).

Участвуют в организации закаливания воспитанников воспитатели, помощники воспитателей, медицинский работник

Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несут заведующий и медицинский работник (оценивают эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья, осуществляют контроль за организацией закаливания, методикой проведения закаливания, контролируют санитарно-гигиеничесое состояние мест для проведения закаливания, проводят санитарно-просветительскую работу).

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012

2.Санитарные нормы и правила « Требования для учреждений дошкольного образования», утверждённые постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013№ 8

3.Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь и согласованы Министерством образования Республики Беларусь от 28.04.2001г. №11-14-2- 2001

Шишкина, В.А., Мащенко М.В, Какая физкультура нужна дошкольнику? Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Шишкина В.А. Мозырь , 2000.

 

Памятка по контрастному обливанию ног

детей в летний период

(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)

Контрастные обливания ног – хорошее тонизирующее и закаливающее средство. Благодаря смене температурных режимов воды происходит своеобразная «гимнастика» кровеносных сосудов. Холодную воду следует лить на теплые ноги (т.е. после дневного сна), летом можно сочетать с мытьем ног после прогулки. Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24 – 25°С, затем - 35–36°С, и опять 24– 25°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2°С до 40°С, а холодной соответственно снижают до 18°С. Для ослабленных детей температура воды та же, однако схема иная: теплая-холодная-теплая вода. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.

 

Памятка

по организации хождения детей босиком

по «Дорожке здоровья» летом

(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)

Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.). Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха +20 – +22°С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10-

12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов «Дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок ее элементов (можно варьировать):

* травяной покров,

* песок,

* влажный песок,

* гравий,

* галька,

* круглые бревна мостиком,

* камни, травяной покров и.др.

Для группы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.

 

Памятка по закаливанию детей воздухом летом

(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)

Общая воздушная ванна

В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни МР РБ № 11-14-2-2001 64 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.

Контрастная воздушная ванна

Проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой: в 1-ом – +14 – +15°С, во 2-м – +20– +25°С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно повышена до 13–15°С. Метод показал хорошую эффективность. В летние жаркие дни в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребенок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока.

 

«Дорожка здоровья»

Порядок расположения ковриков (можно варьировать):

1) резиновый с шипами;

2) циновка;

3) коврик с шипами;

4) ребристая доска;

5) резиновый коврик с полосками

6) ящик с камушками и др.

Закаливание на «Дорожке здоровья» необходимо проводить после сна: с детьми 2-3-х лет - по 2-3 ребенка в группе, старше 3-х лет - по 10-12 детей в группе. С пассивными детьми занимаются по группам из 2-3 детей. Дети в трусах и майках после туалетной комнаты выходят в группу, с ними проводятся дыхательная гимнастика и физические упражнения. Затем дети идут на «Дорожку здоровья». Хождение 2-3-х кратное. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке» в колготах. Занятия проводятся при температуре воздуха не ниже +20°С.