РУС БЕЛ ENG

Организация трудовой деятельности в летний период

Организация трудовой деятельности в летний период

Летнюю работу с воспитанниками в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребенок окреп, поправился и закалился, научился понимать и любить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностейдетей дошкольного возраста. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития, расширяет кругозор, развивает наблюдательность, любознательность, воспитывает интерес к  труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Труд на участке организуется воспитателем  дошкольного образования и включает:

- помощь воспитателю дошкольного образования в выносе игрушек, заливке водой ёмкостей, поливке участка, мытье игрушек;

-уборка участка, подметание веранды,дорожек;

-протирание оборудования

-перекопка песка в песочнице, сбор песка в горку, раскладывание игрушек для игр с песком, полив песка, мытьё игрушек от песка;

- работа на цветниках, в огороде: участие детей в подготовке почвы для посадки рассады, привлечение детей к посеву семян разными способами, рыхление огорода и цветника, прополка растений огорода и цветника, посильное участие в поливе растений.

Методы воспитания при организации трудовой деятельности в природе:

- ознакомление со свойствами природных материалов;

- упражнение в освоении приемов ухода за растениями;

- показ и объяснение последовательности действий.

Организация труда воспитанников дошкольного возраста 

  1. Учет нагрузки на ребенка

Каждый педагог понимает, что объем работы, которую могут выполнить дети, незначителен по фактической значимости. Однако результат  труда оценивается не по объёму, а по отношению, которое дети проявили в труде: насколько они были старательны, прилежны, как откликнулись на предложение помочь, сумели ли довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет формирование нравственных качеств личности.

В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, так  как трудовая деятельность всегда сопряжена с приложением усилий. Формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если предлагаемая детям работа будет связана с преодолением усилий. Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок, легко справляясь с предложенным делом, не ощущает усилия; так он привыкает трудиться без напряжения. При выполнении более сложного задания, ребенок оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы, оставляет работу незаконченной, интерес к ней пропадает при столкновении с малейшим затруднением.

Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе: отказ выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время.

Следовательно, нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать детям работу, с которой бы они справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись. Выполняя такое задание, ребенок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату. Это побуждает его в следующий раз снова к преодолению трудностей, формирует уверенность в своих силах, устойчивое внимание к делу. Поэтому, воспитателю дошкольного образования необходимо пристально наблюдать за деятельностью детей, отмечая наступление утомления, о чем нередко свидетельствует снижение темпа деятельности, появление частых остановок, моментов отвлечения, снижение интереса, а в особо нагрузочных видах труда — покраснение лица, потливость, частое дыхание.

Видами труда летом, в которых в наибольшей мере чувствуется физическая нагрузка, являются вскапывание земли (для детей старшего дошкольного возраста). Так как возможности детей еще очень ограничены, воспитателю дошкольного образования следует научить их приемам работы, которые бы помогли им в короткий срок достичь необходимых результатов. Прежде всего, надо учить детей планировать работу (определять, сколько брать его на лопату, на какое расстояние от вскопанной земли отступать всякий раз). Не имея этих навыков, дети часто не получают ощутимого результата; они работают, но непоследовательно. Организуя труд детей на огороде, следует помнить, что воспитанникам дошкольного возраста  посильно вскапывание только рыхлой земли, незатоптанной, ежегодно перекапываемой.

В практике можно наблюдать недостаточный контроль за детьми, участвующими в труде. Воспитатели дошкольного образования часто полагаются на детей: устанут — перестанут работать. Однако, большая увлеченность детей работой, желание получить порой больший, по сравнению с другими, результат часто приводит к тому, что ребенок, перенапрягая свои силы, быстро утомляется.

Утомление вызывается интенсивностью труда, темпом и длительностью работы. Интенсивность нередко зависит от наличия умений и навыков. Так, в период, когда ребенок только еще овладевает необходимыми умениями, он часто останавливается, приспосабливается к данному труду, слушает объяснения воспитателя дошкольного образования, наблюдает за работой товарищей. Такие перерывы служат некоторым отдыхом от физической нагрузки, интенсивность труда оказывается невысокой, и его продолжительность меньше влияет на наступление утомления. Ребенок, овладевший необходимыми навыками, может работать очень энергично, затрачивая гораздо больше физических сил по сравнению с другим, который хотя и имеет навыки, но работает вяло, часто отвлекается. Потому интенсивность труда у детей оказывается различной.

Особого внимания требуют к себе легковозбудимые дети; они начинают обычно работать в быстром темпе, но через короткий промежуток времени останавливаются, отвлекаются от дела. Замечания взрослого действуют на них отрицательно: они плачут, проявляют негативизм, и, наоборот, поощрение побуждает их действовать более сосредоточенно, а разъяснение того, что надо работать спокойнее, не спеша, помогает нормализовать темп их деятельности.

Некоторые дети требуют к себе внимания по другим причинам: энергичные и инициативные, они работают в очень высоком темпе, не отвлекаясь и не останавливаясь. Несмотря на явную усталость, они отказываются прекращать работу или отдыхать. Надо стремиться снизить темп их деятельности или ограничить ее продолжительность. Другие дети работают медленнее, хотя и не отвлекаются, их следует учить работать энергичнее.

Учет особенностей деятельности поможет воспитателю дошкольного образования руководить процессом труда, создавая у них желаниеприлагать усилия, преодолевать трудности, работать в бодром равномерном темпе. При этих условиях нагрузка в труде становится для детей наиболее соответствующей их силам и особенностям.

Поскольку труд на огороде, в цветнике чаще носит коллективный характер,особое внимание следует обратить на умение детей справедливо распределять свои обязанности,согласовывать свои действия. В ходе трудовой деятельности полезно использовать загадки,пословицы,поговорки о труде.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

2 младшая группа

-полив клумб,грядок

-сбор срезанной травы

-сбор урожая лука.фасоли.редиса

-уборка с клумбы или грядки высохших растений

-сбор природного материала

В процессе трудовой деятельности воспитатель дошкольного образования:

-закрепляет представления детей по уходу за растениями

-учит пользоваться лейкой

-выдёргивать растения,осторожно класть в корзину

-учит пользоваться граблями.

 

Средняя группа

 

-полив клумб, грядок

-сбор срезанной травы

-сбор урожая лука,  фасоли, редиса, моркови

-уборка с клумбы или грядки высохших растений

-сбор семян дикорастущих и декоративных растений

-сбор природного материала.

В процессе трудовой деятельности воспитатель дошкольного образования:

-закрепляет представления детей по уходу за растениями

-учит пользоваться лейкой, знать, что воду надо лить под листья

-выдёргивать растения, осторожно класть в корзину

-учит пользоваться граблями, лопатой, носилками

-отбирать красивый и качественный природный материал, аккуратно его складывать

-срывать головки дикорастущих и декоративных растений, складывать собранные семена в мешочек.

 

Старшая  группа

 

-полив клумб, грядок

-сбор срезанной травы

-сбор урожая на огороде, в саду

-уборка огорода

-пересаживание цветочных растений из грунта в горшки

-перекапывание земли на огороде и в цветнике

-уборка с клумбы или грядки высохших растений

-посев редиса,моркови,петрушки и других овощей

-сгребать скошенную траву граблями

-сбор семян дикорастущих и декоративных растений

-сбор природного материала.

В процессе трудовой деятельности воспитатель дошкольного образования:

-учит работать самостоятельно,применяя полученные навыки

-закрепляет представления детей по уходу за растениями

-учит осторожно выкапывать растения вместе с комком земли

-бережно срывать, вырывать из земли, аккуратно складывать плоды в подготовленную тару.

-учит пользоваться граблями, лопатой, носилками

-отбирать красивый и качественный природный материал, аккуратно его складывать

-срывать головки дикорастущих и декоративных растений, складывать собранные семена в мешочек.

 

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования.-Минск:Нац.ин-т.образования,2019.